Видео-арт, запечатлевший мифы Караганды

На прошлой неделе в Караганде завершился мастер-класс по контемпорари-арт под названием «Новые мифологии», в результате которого двенадцать молодых художников сняли работы в жанре видео-арт. Это короткие, точнее, очень короткие видеоработы продолжительностью 1 –2 минуты, в которых авторы попытались поразмышлять о природе мифа. Своими впечатлениями об изменившемся городе, о молодежной субкультуре Караганды, и собственно, о проектах делится руководитель семинара, профессор КазГАСА Алим Сабитов.

Молодежная субкультура города

Караганда меняется на глазах.  Много строится новых зданий, преимущественно это торговые центры. К семидесятилетию города реконструируется бульвар Мира – мое любимое место в городе.  К настоящему моменту убрали скульптуры пионеров, сидящей девушки и памятник Серго Орджоникидзе, на место потресковавшегося асфальта положили тротупарную плитку. Стало намного банальней, чем было, но зато ушел дух советского времени. Вместе с обликом города меняются и его обитатели. И мне хотелось бы рассказать о молодежной субкультуре Караганды, которая наиболее ярко представляет изменившуюся часть населения города.

Молодежная субкультура Караганды имеет своих ярких представителей. В настоящее время здесь присутствуют как минимум три неформальных центра молодежной тусовки, имеющих каждая своего лидера.

Первая - молодежная организация карагандинского отделения Союза художников Казахстана, возглавляемая Айдаром Калмахановым. Ребята регулярно раз в год устраивают выставку молодых художников. Она показывает состояние традиционной европейской живописи в Караганде, оказывает положительное влияние на молодых людей, желающих стать профессиональными художниками и любителей живописи.

Вторая составляющая молодежной субкультуры -  молодые люди из театральной  среды. Они близки панкам, но насколько – сложно сказать, поскольку у меня не было возможности уточнить их интересы и пристрастия.

Третья – независимые молодые художники и дизайнеры. Их лидер - молодой человек по прозвищу Гном – он же  Юра Двинянинов. Компания Гнома проводит  свое время как будто бы участвуя  в бесконечно длящимся перфомансе. Это и  вечеринки, и написание своеобразных литературных опусов, в которых  художественный текст представлен рукописной вязью и каллиграфией, переходящей в графику. Эта разновидность самиздата пользуется у «продвинутой» карагандинской молодежи большой популярностью. Я держал эти «книжки» в руках. Но честно скажу – прочитать не смог – то ли утратилась привычка читать рукописные тексты, то ли уже вышел из молодежного возраста. Но безусловно понравилось оформление – легкая рука связывает  уверенные штрихи в модный сейчас орнамент, восходящий к рунической графике «толкиеновской» разновидности.

Новая-старая мифология

На этом интересном фоне особенно заметна работа с творческой молодежью, проводимая карагандинским центром современной культуры «Дешт-и-арт», которым руководят известные казахстанские искусствоведы Лариса Плетникова и Гульдана Сафарова.

Благодаря их усилиям в Караганде регулярно проходят творческие встречи и мастер-классы известных зарубежных специалистов. Так в июле этого года приезжал работать с молодежью французский фотомастер Эрик Вазоллёр. И вот в конце августа – новая встреча с искусством – семинар «Новые мифологии». На сей раз это знакомство с современным актуальным искусством. Преимущественно акцент в работе сделан на видео- арт.

Организационно семинар проходит как творческая встреча молодых карагандинских и алматинских художников. Караганду представляли двенадцать молодых художников. Половина из них – молодые профессионалы, остальные – студенты профессионально-художественного факультета КарГУ. Из Алматы на семинар приехали Александр Баканов и Тахир  Хамраев. Саша Баканов, довольно известный молодой художник, уверенно работающий в видеоарте. Тахир Хамраев, магистр дизайна, специалист в области компьютерной графики и нелинейного монтажа, занимается графическим оформлением казахстанских телевизионных каналов.

В этом мероприятии  партнером маленького, но активного центра культуры выступил один из флагманов высшего образования в республике – КарГУ им. Е.А. Букетова. Семинар поддержал ректор университета профессор Е.К. Кубеев. Занятия проходили на базе профессионально-художественного факультета и учебного телевидения КарГУ.

Семинар был посвящен нескольким взаимосвязанным между собой проблемам. Это, прежде всего связь художественных идей, разрабатываемых художниками русского авангарда начала ХХ века, с темами и настроениями, присутствующими в казахстанском видео-арте. Объединяющим началом  стала дискуссия вокруг такого феномена художественной жизни, каковым является мифологизированная биография художника. Примером таких мифических образов, весьма далеких от  реальности, являются Илья  Репин и Исаак Левитан. Наиболее известным среди таких образов является миф художника Винсента Ван Гога. 

Один из аспектов нашего разговора – законченность и незавершенность такого мифа. Сейчас это особенно актуально, поскольку в настоящее время заканчивается  формирование мифологизированных, «апокрифических» биографий художников русского советского авангарда «второго круга». Это ученики и последователи отцов-основателей ведущих направлений – супрематизма, аналитического искусства и др. Среди этих художников и ученица «отца супрематизма» Казимира Малевича Вера Ермолаева.

Судьба Веры Ермолаевой

Исследованием творчества Веры Ермолаевой занимаются организаторы семинара – Гульдана Сафарова и Лариса Плетникова. Они много сделали для того, чтобы проследить её судьбу до самой смерти в Карлаге в 1937 году. Данный семинар был посвящен её памяти.

Необыкновенно сильный и яркий живописный талант, цельность натуры и бескомпромиссность взглядов на искусство, неотделяемые от мировоззренческих позиций, сделали её настоящим «врагом» советской власти. За внешней безобидностью хромающей полноватой женщины сотрудники НКВД смогли-таки разглядеть  носителя убежденного инакомыслия, совершенно чуждого утверждающейся сталинской эпохе и таящего опасность неминуемого дальнейшего распространения среди её учеников – молодых людей, потенциальных участников «сталинской стройки коммунизма». Таким образом, судьба её была предрешена. Попав в одну из первых «волн» репрессий, имевших место  после убийства С. М.  Кирова и  получив «символический» срок - три года лагерей, она была расстреляна накануне предполагаемого выхода из заключения. Как это довольно часто бывает в таких ситуациях на неё «была брошена тень». Невнятная в целом ситуация ареста группы ленинградских художников предполагала наличие доносчика или человека, сотрудничавшего со следствием. Предполагалось, что таким человеком могла быть Вера Ермолаева. Но сейчас очевидно, что этот «тонкий яд», усиливающий горечь несправедливого ареста и осуждения, без сомнения был приготовлен самими следователями, и, по сути, являлся обязательным в «стандартной» драматургии  каждого такого сюжета.

Теперь Вера Ермолаева – человек и художник, возвращается не только в историю отечественного искусства. Её «мифологизированный» образ занимает свое место в пантеоне ревнителей «чистого» искусства - борцов за чистоту формы, цвета и стиля. Наверное, в этом есть доля исторической справедливости. Интересно, что делается это не в последнюю очередь усилиями двух наших землячек.

Собственно видео-арт

В течение семинара были созданы короткие фильмы в жанре видео-арт, посвященные Вере Ермолаевой. Это «Супрематический курак», «Тени боятся темноты», «Правда и ложь», «Это было так» и другие.

Работа «Супрематический курак» Нурии Каспаковой построена на сходстве традиционного жанра казахского прикладного искусства тканевого панно, собранного из прямоугольных кусочков ткани, и супрематических композиций. В фильме сидящая в степи девушка сшивает лоскуты ткани, которые складываются в геометрический орнамент. В фильме используется полиэкран и компьютерное наложение геометрических фигур на видеоизображение. В целом работа получилась мажорная, жизнеутверждающая, показывающая глубинную связь живописного авангарда с традиционным казахским искусством.

Фильм «Тени боятся темноты» Айгирим Исабековой рассказывает странную историю о мальчике, который по вечерам собирает тени у людей, складывает их в холодильник, а по утрам достает их, оттаивает на солнце и снова отдает людям. Метафора отнятых и замороженных теней для казахстанского видео-арта довольно свежая. Это один из возможных образов завершенности – человек, обладающий тенью, в трактовке автора фильма, безусловно, существо полноценное, обладающее всеми признаками реального существования.

Видеокомпозиция «Правда и ложь» Натальи Мошонкиной представляет собой пример формального поиска. Главными средствами выразительности выбраны световые отношения. Художественный конфликт построен на взаимоотношении дневного цвета и горящего в темном помещении огня. Автор стремилась работать с помощью простых и понятных метафор. Для неё язык видео-арта близок языку поэзии.

Работа «Это было так» Дины Салимбаевой и Марины Слободкиной показывает взгляд молодых людей на события семидесятилетней давности: чья-то рука сбрасывает с шахматной доски фигуры, оставляя только пешки. Простая и точная метафора Карлага и всей сталинской эпохи.

Результаты семинара показывают жизнеспособных новых видов изобразительного искусства в Казахстане, их тесную взаимосвязь с новаторскими тенденциями развития европейской живописи, появление новых имен и новых территорий, на которых развивается новое искусство, а также необходимость наличия энтузиастов и пропагандистов нового искусства в регионах.

Алматы - Караганда - Алматы     


 
О ЦЕНТРЕ ХРОНИКА ЛЮДИ ВЫСТАВКИ ТЕКСТЫ АРХИВ РАЗНОЕ ПИШИТЕ НАМ
© 2002, Дешт-и-Арт Центр. Последнее обновление сайта: 14.09.04 . Условия использования информации сайта.
Hosted by uCoz