Хроника событий Дешт-и-Арт Центра


 

 

С 21 сентября по 3 октября в областном музее искусств состоялась выставка современного искусства «Новая мифология», организованная Дешт-и-Арт Центром в сотрудничестве с Центром современной культуры Уральского государственного университета им. А.М. Горького (Екатеринбург, Россия) и Студии « Museum » (Бишкек, Кыргызстан).

 

На выставке представлено более 20 авторов. Среди них уже получившие признание художники и молодые авторы, впервые представляющие свои работы, созданные в результате мастер-класса, проведенного с 21 по 31 августа на базе Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова. Это россияне: группы «Зер-Гут» и «Куда бегут собаки», Аскар Кабжан, Александра Криволуцкая, Мария Ражева; кыргызские художники Улан Джапаров, Гульнара Касмалиева, Муратбек Джумалиев, Александр У и Роман Москалев, молодые карагандинские авторы Айгерим Исабекова, Наталья Мошонкина, Нурия Каспакова, Иван Какшинский.

 

Статья И.Лис о выставке

Статья Плетниковой Л&Сафаровой Г.

 


 

С 21 по 31 августа  в Караганде прошел мастер-класс  по современному искусству «Новая мифология».

Руководитель мастер-класса  – известный казахстанский арт-критик, профессор Казахской Государственной Архитектурно-Строительной  Академии Алим Сабитов.  Техническое руководство  - Александр Баканов и Тахир Хамраев.

Мастер-класс организован при поддержке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова на базе Профессионально-художественного факультета. Его участники студенты КарГУ, КарГТУ, а также молодые художники.

В результате учебного процесса было создано 7 медиа-проектов и два объекта, которые будут экспонироваться с 21 сентября по 3 октября  на выставке «Новая мифология» в Карагандинском областном музее искусств.

Текст А.Сабитова «Видео-арт, запечатлевший мифы Караганды»  далее 

 

Июль 2004 г.

Кураторы карагандинского Центра современной культуры Дешт-и-Арт Лариса Плетникова и Гульдана Сафарова впервые представляли Казахстан на Открытом Музейном Форуме "Разведка будущего". Проекты "Траектория судьбы" и "Минус 6" (см. раздел Выставки), посвященные истории Караганды и Карлагу, получили специальный диплом и приглашение принять участие в международном фестивале "Лучшие в сфере наследия" в Хорватии, в городе Дубровник в сентябре 2005 года.

pol-dip.jpg (30898 bytes)

Третий Открытый Музейный Форум, организованный Ассоциацией "Открытый музей" в партнерстве с Ассоциацией музеев России и менеджеров культуры, проходил в Музее-усадьбе Ясная Поляна с 19 по 23 июля. Цель конкурса заявлена в его названии - разведка будущего: поиск и находка культурных практик нового качества и пространств, пригодных для культурного освоения завтрашнего дня. И проходил, бы, он, наверное, и на этот раз без участия казахстанцев, если бы не инициатива члена Ассоциации Открытый Музей алматинки Галии Файзуллиной, выдвинувшей проекты Дешт-и-Арт Центра на участие в конкурсе лучших музейных проектов 1999-2004 г.г., и не финансовая поддержка Фонда Сорос-Казахстан, оплатившего проездные расходы.

pol-lar.jpg (19829 bytes)

Выставочные проекты прошли предварительный отбор и были заявлены на участие в Форуме в числе 12 номинантов. По условиям конкурса на Форуме были показаны лишь материалы об этих выставках. Именно независимая профессиональная экспертиза этих проектов в мировом контексте и стала основной смысловой составляющей работы Форума. Для актуализации этого самого контекста были приглашены ведущие специалисты в области музейного дела и музейного сотрудничества, принимавшие участие в обсуждениях и выступившие с докладами на различные актуальные темы общемузейной практики. В Форуме приняли участие президент Европейского Музейного Форума Массимо Негри (Италия), президент Европейской Ассоциации наследия Томислав Шола (Хорватия), члены исполнительной дирекции международного ИКОМ, директор шведско-африканской музейной сети Элизабет Олофссон (Швеция), член комитета по этике Международного ИКОМ Гарри Эдсон (США), президент Ассоциации музеев России, директор музея-усадьбы Ясная Поляна Владимир Толстой (Россия) и др. Их отзывы о проектах Дешт-и-Арт Центра см. здесь.

juri-pol.jpg (21600 bytes)

В перерывах между докладами, мы, участники Форума - Лариса Плетникова и Галия Файзуллина беседовали с известными специалистами по музейной практике, задавая всем один и тот же вопрос:

«Как Вы оцениваете участие казахстанских проектов в Открытом Музейном Форуме?».

Вот некоторые из ответов.

Владимир Толстой, президент Ассоциации музеев России, директор музея-усадьбы Ясная Поляна (Россия):

Сам факт участия я расцениваю чрезвычайно положительно, потому что Форум вообще и Ясная Поляна в частности, постоянно ставят задачи расширения границ и привлечения как можно более широкого числа участников. Мне особенно интересно сейчас как бы заново познавать постсоветское пространство, те страны, которые составляли когда-то единую большую страну и связи были если не совсем разрушены, то по крайней мере очень сильно ослаблены и как ни странно, сейчас они начинают срастаться. Медленно, но все равно для меня, например, они происходят еще реже и сложнее, чем бесконечные контакты с Западной Европой и это не очень нормально…

Что касается конкретно вашего непосредственного участия и вашего проекта…обращение к этим сложным темам удваивает ответственность. Здесь нужно быть предельно честным и, по крайней мере, не пытаться спекулировать на том, что это политически модная тема, а попытаться заново пережить реальные страдания людей и музейными средствами показать реальную картину мира. Это очень важная и сложная работа и сделана она достойно и достойно была оценена в обсуждении жюри….

Гарри Эдсон, член комитета по Этике международного ИКОМ (США):

Я думаю, что это очень положительно и интересно, потому что показывает, как частная инициатива пересекает границы и это говорит также о том, что профессия музейщика позволяет это сделать.

Я приветствую ваш проект, потому что он очень интересный, а также думаю, что он нуждается в разработке, улучшении, большем сфокусировании. Я также думаю, что стоит начать, потому что очень много музеев, начинались как небольшие проекты. Потом они разрастались и получали большое международное признание.

Я совсем не нахожу это странным, что Казахстан представляет на Форуме не официальный большой музей, а маленький Центр. Так как очень часто в мировой практике большие музеи не чувствуют той меры ответственности перед людьми, перед народом, перед сообществом, в котором они живут, как маленькие музеи, которые гораздо больше связаны с сообществом.

Массимо Негри, президент Европейского Музейного Форума (Италия):

Для меня это особенно интересно, потому что я вижу это в рамках большой Европы. Один из немногих, но один из лучших способов, которые у нас есть для того, чтобы оставить для будущих поколений светлую перспективу будущего - надо попросить поколения, которые прямо или косвенно пережили великие политические трагедии прошедшего века встретиться лицом к лицу с этими проблемами, а не прятаться от них. Потому что эти проблемы рано или поздно поднимутся. И в музейной экспозиции прямой контакт с объектами, предметами, со свидетелями - это очень эффективный прием. И с моей точки зрения он очень современен.

Томислав Шола, руководитель международного фестиваля "Лучшие в сфере наследия" в г. Дубровник (Хорватия):

Мое мнение, наверное, будет не объективно, т.к. это именно тот тип проектов, которые мне нравятся. Я больше верю в музейные акции, чем в музейные институции. И это как раз есть тот тип акции, который как раз как-то указывает на будущее, к которому можно апеллировать. Я называю это кибернетическим музеем, который что-то пытается исправить, чему-то он выстаивает оппозицию. Он помогает обществу становиться лучше, но может быть не в прямом, практическом смысле, а быть более честным. Это как бы музейная акция, которая противоположна по смыслу тому, что мы видим в большинстве традиционных музеев. Обычные выставки-ностальгии - это как бы избегание реальности. То, что я увидел у вас - это настоящая работа, которая подвигает к лучшему, иному образу мышления, духовным подвижкам. Вы достаточно смелы для того, чтобы смотреть в лицо реальности. Это мое мнение о вашем проекте, почему он мне действительно так нравится. Мне нравится, что вы делаете.

Элизабет Олофссон, Член исполнительной дирекции международного ИКОМ, директор Шведско-африканской музейной сети (Швеция):

Я немного знаю о Казахстане, но, думаю, что ваш проект интересен в нескольких отношениях.

Сложность нахождения вашей собственной истории, национальной идентичности, а также то, что вы обращаетесь к таким сложным темам, как ГУЛАГ, - это очень трудно и очень важно. Интерактивный способ, которым вы пользуетесь, уже во многих других обществах показал себя как очень эффективный. Я не хочу сравнивать, но как пример я хочу привести, ту часть Южной Африки, где господствовала система апартеида. Там людей африканской расы перевезли из тех мест, где они жили, и место это было полностью уничтожено. В этом месте сейчас существует музей. И там использован в каком-то смысле тот же самый опыт, который использовали вы. В одной из комнат на полу они сделали карту того места, где сегодня вы не увидите вообще ничего. Люди приходят туда, они вписывают свое имя на карте туда, где они жили и тем самым они возобновляют и пересоздают историю. Таким же образом они воссоздают свою идентичность.

Это очень важно, когда музейные учреждения и культурные учреждения берут на себя ответственность за это целительство. Они становятся целителями общественных ран. И мне очень понравилось то, как вы обставляете свою профессиональную деятельность вокруг этого события, архивируя, заботясь о документах, которые вы используете, потому что очень важно, чтобы люди не просто слушали и участвовали, но также важно, что у них есть доказательства в документах, что действительно было так. Я думаю, это очень важно, то, что вы делаете.

В своем выступлении вы сказали, что архивы были открыты и вы могли получить факты того, что действительно происходило. Но официальные факты - всегда официальные, и они окрашены политикой того времени. Они реальны в том контексте, в той особенной ситуации и для того учреждения, которое их выпустило. Поэтому очень важно, что через 10-20 лет нельзя будет сказать «это только ты так помнишь», что есть реальный документ, может быть нежелательный документ, неприятный документ, но он существует. И вот эта очень важная часть этой работы. Очень страшно читать, когда историки говорят, что этот исторический феномен никогда не происходил. И поэтому очень важно действовать быстро, чтобы доказать, что то, что происходило 10-20 лет назад, действительно происходило.

Это очень важный вид деятельности, и для меня с точки зрения иностранки, очень важно, что вы действуете так смело и работаете с современным материалом ( пока живы свидетели, это еще не архив). Очень важно также, и это произвело на меня большое впечатление, передача этого знания следующему поколению, чтобы не было разрыва.

Ваш приезд в Ясную Поляну дал почувствовать мне, как представителю Швеции, что между вашими государствами ( имеются в виду государства, ранее входившие в состав СССР) есть какие-то контакты, которые осуществляются на каких-то других основах, это тоже было интересно увидеть. Для меня важно было увидеть это.

Наша профессия дает нам возможность устанавливать профессиональные контакты независимо оттого, в каких условиях мы живем, эта профессия дает нам возможность развиваться.

Июнь 2004г.

ОО «Лаборатория общественного развития» при поддержке Карагандинского Государственного университета им. Е.А. Букетова

Объявляют конкурс на участие в мастер-классе

Цель мастер-класса - развитие новых направлений современного искусства в Караганде, создание проектов для участия в международной выставке современного искусства, которая состоится в Караганде в октябре 2004г.

Тема мастер-класса - «Новая мифология» (обращение к разным мифам: историческим и современным, персональным и коллективным. Их осмысление и интерпретация).

Задачи мастер-класса:

Формирование проектного мышления художников овладение участниками практическими навыками работы с различными инструментами современного искусства - видеосъемкой, объектами, фото, компьютерной графикой и др.

Создание участниками мастер-класса проектов под руководством кураторов, которые впоследствии будут представлены на международной выставке современного искусства, которая состоится в Караганде в сентябре 2004г. с участием российских, кыргызских и казахстанских художников

Время проведения

Занятия будут проходить с 21 по 31 августа 2004 г.

На конкурс для участия в мастер-классе необходимо предоставить следующие документы:

Сведения о себе с указанием фамилии, имени, домашнего адреса и номера телефона (домашнего, рабочего или контактного)

Краткое сообщение о Вашей деятельности, (профессиональной и творческой), какими компьютерными программами владеете

Краткое изложение идеи (не менее 2-х) проекта, если это видеофильм - сюжета.

Почему Вы хотите принять участие в тренинге и как Вы собираетесь использовать полученные знания

Обучение бесплатное.

Заявки принимаются в отпечатанном виде и на дискете на русском языке до 17 часов 18 августа 2004 г. по адресу: г.Караганда, ул. Можайского, 13, каб. 310 или по е-mail: artdeshty@mail.ru

Дополнительную информацию можно получить там же или по тел. 42-54-77

 

28-30 апреля в Караганде прошел семинар «Искусство второй половины ХХ века».

Лектор – известный арт-критик, профессор лондонского университета Роберт Гарнет.   

Семинар организован совместно с Британским Советом при поддержке Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова.  

В семинаре приняли участие художники, студенты и преподаватели КарГУ, КарГТУ  и УКП «Светоч», а также музейные сотрудники из художественных музеев г.г. Астаны, Павлодара, Усть-Каменогорска.

Выставки Британского Совета в Караганде

«ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» - Иллюстрация детской книги сегодня

«ВОСТОК-ЗАПАД-ВОСТОК» - Путешествие во времени и пространстве

С 28 апреля 2004г. в Карагандинском Музее Изобразительного Искусства состоялось открытие выставок «Волшебный Карандаш» и «Восток-Запад-Восток», которые будут доступны для желающих до 16 мая 2004г. Обе выставки организованы Британским Советом при содействии Дешт-и-Арт Центра и Карагандинского областного Департамента культуры.

Волшебный карандаш – новая передвижная выставка Британского Совета, составленная знаменитым детским писателем и иллюстратором, Квентином Блэйком, первым удостоенным звания Лауреата Детской Литературы. Имена многих художников, чьи работы вошли в выставку, широко известны (Квентин Блэйк, Рэймонд Бригз, Тоуни Росс и Джон Бернингхем), другие представляют новые и различные направления в иллюстрации книг, например, комбинирование телевизионного и фотографического коллажа иллюстратора Лорен Чайльд, инновационные макеты Сары Фанелли – эксперименты со шрифтом, оформление букв и коллажи, озорные и в то же время безупречные работы Пози Симмондз, в которых сочетаются острые социальные наблюдения и остроумные тексты.

Великобритания обладает богатой историей инновационного дизайна и иллюстраций книг. Работы иллюстраторов предыдущих поколений, таких как Джон Тениел, Беатрис Поттер, И.Х. Шепард и Эдвард Ардизоун, знает и любит весь мир. Для многих образ Джемаймы Паддлдак («Jemima Puddleduck»), Алисы в Стране чудес, Винни Пуха и Тима (“Tim and Ginger”) были первым представлением о британской культуре. Эта выставка показывает, как современные иллюстраторы оригинально и глубоко видят проблемы сегодняшнего дня, и как их работа, бесспорно, составляет вторую золотую эпоху британской иллюстрации.

Восток-Запад-Восток - выставка постеров, посвященная связям Великобритании и Республики Казахстан. Выставка посвящена контактам между Соединенным Королевством и Казахстаном за последние 400 лет, то есть, с конца 16 века. Выставка состоит из 13 красочных панелей, содержащих текст и фотографии документов, артефактов и отдельных людей.

Спонсор: Британские Авиалинии

Подробная информация о проекте в архиве за 2003 год (август, ноябрь)

1 апреля кураторы Дешт-и-Арт Центра в составе жюри приняли участие в международном первоапрельском конкурсе «Калпак», который состоялся в Бишкеке (Кыргызстан).

Текст Плетниковой Л. о поездке  далее  

 

18 марта 2004г. в Карагандинском музее искусств состоялась презентация результатов экспериментального  образовательного проекта «Казахская мифологическая азбука».

     

На выставке детского творчества были представлены рисунки, поделки, литературное творчество на тему казахской мифологии. Организаторы: Дешт-и-Арт Центр, Центр развития образования ГорУО при поддержке Карагандинского департамента внутренней политики и Областного музея искусств. Лучшие работы были поощрены призами.

Статья Н.И.Рыжковой о выставке далее

 

С 8 по 29 февраля в Караганде на базе фотовидеостудии «Субъектив» 

прошел мастер-класс под руководством французского фотохудожника Эрика Ваззолера. По результатам работы в июне планируется  выставка в  Астане.

Январь  2004г.

22-24 января кураторы Центра приняли участие в работе Межрегиональной научной конференции «Толерантность в условиях «цивилизации локальных войн»: тайм-аут или мораторий» ( г.Екатеринбург) с докладом «Милитаризация или депровинциализация? Казахстанские парадигмы contemporary art в центрально-азиатском контексте» 

Организаторы: Уральский Межрегиональный институт общественных наук, Уральский государственный университет им. А.М. Горького (факультет искусствоведения и культурологии) , Государственный центр современного искусства (Калининградский филиал), при поддержке Фонда Джона Д. И Кэтрин Т. МакАртуров

В конференции приняли участие культурологи, философы Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. В числе участников - Л.А.Бажанов (ГЦСИ, Москва), М.К.Рыклин ( Институт философии РАН, Москва), Г.А.Никич ( Международный форум художественных инициатив, Москва), В.А.Сальников (ХЖ, Москва), М.Д.Колдобская (ГЦСИ, С-Петербург), Е.В.Уманский (ГЦСИ, Калининград), С.В.Кропотов (УрГУ, Екатеринбург)

В рамках конференции состоялась презентация выставочных проектов «Боевая готовность: хроники, оружие, маневры, стратегии» (участники проекта – Д.Цветков, О.Лысцов, М.Ражева, В.Корчагин, М.Нерода, Н.Котел, А.Митлянская, группа ZerCut&Консерватор, «Камуфляж быта – тагильский поднос», перформанса «Вечный огонь»(А.Ханыков), а также второго номера журнала «ZAART

 

См. также архив событий >> 2001>> 2000>>

О ЦЕНТРЕ ХРОНИКА ЛЮДИ ВЫСТАВКИ ТЕКСТЫ АРХИВ РАЗНОЕ ПИШИТЕ НАМ
© 2004, Дешт-и-Арт Центр. Последнее обновление сайта: 14.09.04 . Условия использования информации сайта.
Hosted by uCoz