«Всемогучие» …дети или Продолжение следует


Выставка детского творчества в Карагандинском музее искусств навела на мысль, что мифы и сказки в разных странах всегда сочиняли дети. А собирали их и изучали во все времена взрослые.

На разных выставках бывает разная энергетика - это вам скажет любой 
работник музея. Что творилось на этой выставке - надо было видеть. Улыбались все, кто пришел на ее открытие. Сияли глаза у организаторов: директора Центра развития образования Карагандинского ГорУО Р.П. Гейне и у искусствоведов - Л. Плетниковой, директора Центра современной культуры «Дешт-и-Арт», и Д. Сафаровой, куратора выставки: «Мы вчера развешивали эти работы. И получили колоссальное удовольствие. Ни на какой другой выставке нам не было так легко и радостно!».
«Это самый счастливый день в нашем музее, - скажет позже, на вернисаже, 
который украсили стараниями педагогов малыши из детского сада «Айналайын», заслуженный деятель искусств, директор КОМИ М. Абылкасов - В этих работах- огромная радость, любовь к жизни». И искусствовед Н. Иванина, член жюри и большой знаток искусства тюрков, тоже просветлела лицом, вспоминая минуты знакомства с выставленными работами. Она весело спросила: «А про баурсак вы читали?». И повела к стенду, где разместились труды детишек из 93-й гимназии.
На коротком пути от одной стены до другой «повстречались» интересные 
сказки ребят из 66-й и 17-й школ. И их тоже хотелось прочесть. Кроме того, 
повсюду висели десятки рисунков. Карандашами и фломастерами, акварелью и на компьютере изображали четвероклассники трех школ героев казахских мифов. К истории про смышленый казахский колобок Наташи Лабухиной я пришла... через два часа. Но зато сколько вопросов у меня появилось за это время!
Кто такой Айдахар? Оказывается, «кузен» Змея Горыныча, как назвал его в 
оригинальном повествовании «Иван и Ер всемогучи» (именно так, с буквой ч в слове «всемогущи»), Кайрат Альясов из СШ N 66. А Умай - молодая или старая? И почему ее рисуют именно в образе женщины? Кого или что называли древние казахи «диуана»? Вопросов было столько же, сколько новых слов в сочинениях на стенах.
Ответы сами находились в рисунках детей, их загадках, сказках. Например, 
Юля Кокорина из СШ N 66 такую загадку сочинила к рисунку, на котором высится байтерек: «Три мира в нем, для всех он дом! И знают тут все вокруг, кто им враг, а кто им друг». Так вот откуда берет начало ритуал завязывания ленточек на деревьях, которые считаются священными!
Зал областного музея искусств стал огромным кабинетом тюркской 
мифологии. Знакомством с нею были пронизаны работы учащихся 4 классов - участников эксперимента в карагандинских школах NN 77, 66 и гимназии N 93. Там полгода внедрялся в образовательный процесс междисциплинарный, как официально назвали его в пресс-релизе выставки, учебно-познавательный комплекс «Казахская мифологическая азбука». Но появлению его предшествовала созидательная история. Ее свидетелями стали все друзья семьи Михайловых. Именно в ней родилась несколько лет назад необычная книжица.
Идея глубже узнать мифы древних казахов пришла к бабушке - Галине 
Михаиловне. Киновед и журналист, широко образованный человек, она очень много времени посвящает интеллектуальному развитию своего внука Володи, ученика гимназии № 93. В один из уютных вечеров, когда бабушка рассказывала ему очередную легенду о былинных героях древних тюрков, тогда еще маленький Володя решил попробовать изобразить их на компьютере.
Так стали накапливаться знания, образы и рисунки. Однажды с помощью 
мамы 9-летний Володя сделал бабушке в подарок самодельную книжку. А потом у них стала вырисовываться и система азбуки, в которой каждая буква русского алфавита служила началом имени персонажа из казахских мифов. Работой всерьез увлеклась семья под руководством Галины Михайловны: «Я знаю мифологию разных народов, смею думать, что глубоко. Когда мы стали заниматься мифами древних тюрков с внуком, то стали «копать» знания издалека это оказалось настолько интересно!».
Михайловы выиграли в конкурсе да «Сорос - Казахстан» грант на создание 
сайта в Интернете под названием «Казахский мифологический словарь». На сайте они разместили рисованную азбуку, словарь мифологических терминов, страницы поэзии, изобразительного искусства (современного и традиционного), мифов, легенд, сказок, эпоса, пословиц, поговорок...
А в прошлом году, осенью, по предложению Центра современной культуры 
«Дешт-и-Арт» и при поддержке фонда «Сорос - Казахстан», было издано очень симпатичное авторское пособие для детей младшего школьного возраста, начинающих изучать русский язык, но на основе казахской культуры. Каждому опорному слову азбуки был дан перевод на казахском языке, что способствовало параллельному усвоению символа сразу на двух языках. Компьютерный дизайн и верстку пособия осуществила Людмила Юрьевна, мама Володи, заведующая отделом автоматизации библиотечных процессов областной юношеской библио-теки имени Ж. Бектурова.
«Наши дети знают всех персонажей комиксов и мультиков американского 
производства, но, к сожалению, не знают или очень мало знают своих героев. Желание создать противовес послужило толчком для издания пособия, когда мы увидели труд Михайловых», - раскрыли свои цели Л. Плетникова и Д. Сафарова. В комплекс вошли также рисунки - раскраски, ребусы, кроссворды, то есть то, что делает нестандартным и занимательным процесс обучения, потому что сочетаются учеба и игра. В Центре развития образования Карагандинского ГорУО тоже сразу увидели, что через изучение мифов маленькие дети могут узнавать истоки культурного наследия Казахстана: интегрированное пособие учителя использовали на уроках чтения, рисования, познания мира.
Так, авторы придумали для детей полезную книжку, Центр современной 
культуры ее издал, учителя четвертых классов принесли в школы, а фонд «Сорос - Казахстан» выделил деньги на претворение в жизнь благой идеи и появление СD-версии. Остались позади месяцы эксперимента. Пришла пора показать, что же усвоили дети. Объявили в классах творческий конкурс на лучшее художественное и литературное воплощение пройденного материала. Организаторов выставки, ЦСК «Дешт-и-Арт» и ГорУО, всюду поддержали. Областной департамент внутренней политики выделил призы для награждения победителей. Областной департамент культуры и музей искусств предоставили зал для выставки, обеспечили условия для ее работы.
И когда члены жюри, в которое вошли авторы, организаторы, художники, 
искусствоведы, специалисты образования, увидели результаты, они поняли, что труд затрачен с огромной пользой. «Низкий поклон педагогам и вам, дорогие дети! Вы невероятно талантливы!» - осталась очень довольна Г. Михайлова.
«Мифология для меня загадка, - признался председатель Карагандинской 
организации СХ РК Е. Айтуаров. - А вы, дети, хорошо в этом разбираетесь. 
Видите самые нужные краски, уверенно работаете с цветом. Все радуются, видя ваши работы. Воплощайте свои мечты в жизнь!».
«Народ не может жить, не зная .своих истоков, культуры, - восхищалась 
познаниями детей и инициативой взрослых начальник областного департамента культуры Р. Омарбекова. - Авторы учебного пособия, организаторы выставки, педагоги сделали огромное дело для сохранения культурного наследия. Спасибо вам!».
Все восторги взрослых терпеливо пережидали школьники. Но им так важно 
было услышать имена победителей. И когда пришел торжественный момент 
награждения, то тут ребятня эмоций не жалела. Они хлопали, свистели, кричали, видимо, одобряя решение жюри. Было учреждено несколько вторых и третьих премий. Грамоту за коллективный труд: яркий большой
кемпир косак - радуга в виде разноцветных барашков на небе - получил класс из гимназии N 93. Всех талантливых учителей наградили грамотами городского управления образования.
А победителями в номинациях «Литературное и изобразительное 
творчество» соответственно стали Кайрат Альясов и Бахтияр Каримбаев. Оба учатся в 66-й школе. Счастливые мальчишки получили в награду фотоаппараты. «А почему у твоей сказки странный конец?» обратилась я к автору-победителю. Там после слов о том, как «кузены» Айдахар и Змей Горыныч устроили погром в царстве Никиты, «стали все крушить и ломать, но Иван и Ер убили их», Кайрат написал: «Но у злых змеев были мамы: Мыстан-Кемпир и Баба Яга. И Иван и Ер знали, что злые мамы отомстят». И все - точка. По-голливудски. «Будет продолжение», - нисколько не смутился будущий сценарист, заглядывая в объектив новенького фотоаппарата. Нет детей без таланта и фантазии. Есть просто скучные взрослые.

Наталья РЫЖКОВА


 
О ЦЕНТРЕ ХРОНИКА ЛЮДИ ВЫСТАВКИ ТЕКСТЫ АРХИВ РАЗНОЕ ПИШИТЕ НАМ
© 2002, Дешт-и-Арт Центр. Последнее обновление сайта: 07.06.04 . Условия использования информации сайта.
Hosted by uCoz