Стрекочущие мясорубки под потолком, полифония видео на многочисленных мониторах, золотые яйца, «выставленные на продажу» по договорной цене, и, наконец, гигантский арбуз во всю стену – все это увидели зрители на выставке «Новая мифология», которая открылась в конце сентября в Караганде.

Жизнь искусства в провинциальных городах обычно течет тихо и неспешно. Почти по-семейному проходят открытия выставок, которые традиционно посещает лишь небольшой круг посвященных. Искусство не может конкурировать сегодня с концертами поп-звезд, телевидением, футбольными матчами и всеми остальными развлекательными мероприятиями современной цивилизации. Популярность гипермаркетов не грозит и выставкам современного искусства. Чтобы хоть как-то нарушить эту спокойную непритязательную и, увы, автономную жизнь искусства, кураторы Карагандинского Центра современного искусства «Дешт-и-Арт» решили привлечь внимание обывателя нестандартными придумками современных художников. Серьезной же мотивацией кроме того, чтобы поражать воображение обывателя стало желание во-первых, продемонстрировать последние работы местных молодых художников, работающих в новом для Караганды направлении видео-арта, во-вторых, расширить межрегиональные и международные связи Караганды в сфере современного искусства.

Каждая такая выставка обычно является художественным высказыванием, репликой, мессаджем (как модно сегодня выражаться) на актуальную для общества тему. В данном случае была выбрана актуальная для всего бывшего советского пространства тема гипермифологизации общественного сознания. После распада Советского Союза вместо одной единой для всех советской мифологии возник целый ряд мифов. Этому есть ряд причин. С одной стороны, самоутверждение новых национальных государств, поиск историко-культурных доминант для создания собственной идентичности. С этим связано активное обращение к архаико-традиционным мифам. С другой стороны, в процессе глобализации и вестернизации, сильнейшего влияния электронных СМИ и ТВ возник ряд современных мифов, имеющих зачастую виртуальную природу. Таким образом, разные субкультурные группы имеют свою мифологию, и все эти мифы сосуществуют как некие параллельные миры. И еще один срез этой темы – соотношение реальности и мифа. Как пишет известный казахстанский культуролог Ауэзхан Кодар, анализируя состояние общественного сознания, есть «Бытие-в-мифе» и есть «Бытие-в-мире». Таким образом, новая мифология включает в себя как нечто совершенно новое, навеянное современностью, так и хорошо забытое старое, которое не потеряло свою актуальность и сейчас. И здесь открываются большие перспективы современной художественной интерпретации.

В качестве идеи для выставки тема «Новая мифология» в принципе не нова. Интересно было отследить самобытность художественного интерпретирования мифов в различных по укладу регионах постсоветского пространства. Для этого в Караганду при поддержке голландского Фонда Хивос были приглашены в качестве партнеров Центр современной культуры Уральского Государственного университета (Екатеринбург, Россия) и студия «Музеум» (Бишкек, Кыргызстан). Таким образом, на выставке стало возможным увидеть художественные проекты известных художников: с российской стороны - группы «ЗЕР ГУТ», «Куда бегут собаки», Марины Ражевой, Аскара Кабжана и Александры Криволуцкой; с кыргызской - Улана Джапарова, Гульнары Касмалиевой, Муратбека Джумалиева, Александра У и Романа Москалева. Казахстан представляли известный художник из Алматы Георгий Трякин-Бухаров и молодые художники Караганды – участники мастер-класса, проводившегося в августе под руководством известного арт-критика, профессора КазГАСА Алима Сабитова.

И действительно, проекты художников разных стран носили явно просматриваемый географический контекст. Так, например Верой Ражевой из Екатеринбурга был представлен на суд публики проект, апеллирующий к русской народной сказке «Курочка Ряба», и даже сами яйца, представленные в инсталляции были выкрашены настоящим сусальным золотом, которое используют современные иконописцы в России. А куратор из Екатеринбурга Алиса Прудникова говорила о том, что у них стало модным приравнивать историю русской культуры к истории православия. Тем самым создается некий миф о такой России, которой не существует на самом деле. Именно к этому мифу, и людям, живущим в нем и были обращены по большей части, российские проекты.

Или, например, восточная арбузная «нирвана» художника из Бишкека Улана Джапарова в инсталляции «Харакири» вызывала в памяти ощущение теплого южного солнца, которое можно было продлить, отведав здесь же настоящего арбуза. Вообще ставшее уже почти ритуальным разрезание и поедание арбузов стало своеобразной «визитной карточкой» Улана. В другой работе кыргызских авторов Александра У и Романа Москалева нирвана кыргызского рая нарушалась острыми социальными посылами – изображениями типичных бытовых сцен, которые можно наблюдать на подъезде к Бишкеку в стихийных поселках «самозаселенцев», переезжающих поближе к столице в поисках лучшей жизни. Более глобальны в своем взгляде на мифологизацию сознания бишкекские художники Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев: тени прошлого живут – констатируют они своим фотопроектом.

Что касается карагандинского участия, на выставке была презентованы результаты мастер-класса Дешт-и-Арт Центра, проведенного при поддержке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова. Приоритетом внимания молодых художников стали исторические мифы Караганды, мифы о Карлаге и, в частности, миф о судьбе знаменитой художницы Веры Ермолаевой, погибшей в лагере в 1937 году. Тема истории региона была изначально задана для местных участников кураторами проекта. Причиной этого стало стремление восстановить преемственность исторической памяти и коммуникацию между поколениями. С одной стороны, многое из трагической истории Караганды с годами попросту забыто, с другой стороны, вокруг реальных событий прошлого создается масса мифов, так как очевидцев уже почти нет в живых. Старые мифы обрастают новыми подробностями в сознании старшего поколения, а младшее поколение о них вообще ничего не знает.

Своеобразной репликой на заданную тему стал 2-минутный фильм одного из карагандинских авторов Ивана Какшинского «А была ли Вера?». Фильм отразил состояние сознания молодых художников. Автор инсценировал перформанс, пригласив всех участников мастер-класса собраться и создать на одну минуту из своих тел в очерченном на траве квадрате имя Вера (как это обычно делается на парадах). Перформанс был задокументирован на видео, сюжет его был выстроен в виде отдельных кадров, отражавших какие-то детали «живых фигур». И эти кадры вызывают поначалу недоумение, но концовка фильма, снятая с крыши 9-ти этажного здания отвечает на вопросы зрителя. Фильм имеет несколько смыслов. Первое, миф о Вере Ермолаевой – а была ли она в Караганде, так как никаких реальных исторических следов ее деятельности здесь нет. Второе, Вера Ермолаева остается «промелькнувшим метеором» в сознании молодых участников. И третье, подвергается сомнению вера современного человека во что-то. В данном случае, такой глобальный смысл возникает из-за того, что имя Вера, является омонимом слова вера или вернее, проистекает из слова вера.

Всего в карагандинском разделе выставки были представлены один объект и 7 фильмов молодых карагандинцев, пробующих себя в жанре видео-арт: Айгерим Исабековой, Натальи Мошонкиной, Ивана Какшинского, Нурии Каспаковой, Марины Слободкиной, Дины Салимбаевой, Вики Филяровской, Дениса Кулагина и Владимира Ли.

Современный художник, словно некий ученый, препарирует общественное сознание, вскрывая и показывая то, что болит, или то, что забыто, или то, о чем мечтается. Важно лишь осознавать то, что ты делаешь. Или, другими словами, как сказала одна из журналистов, освещавших выставку в местной прессе – мифам место в искусстве, а не в жизни.

 

Лариса Плетникова&Гульдана Сафарова

 

 

См. также архив событий >> 2001>> 2000>>

О ЦЕНТРЕ ХРОНИКА ЛЮДИ ВЫСТАВКИ ТЕКСТЫ АРХИВ РАЗНОЕ ПИШИТЕ НАМ
© 2004, Дешт-и-Арт Центр. Последнее обновление сайта: 14.09.04 . Условия использования информации сайта.
Hosted by uCoz